ЮБИЛЕЙ ШКОЛЫ
«Тепло и сладко стало сердцу,
Когда влюбился я в СОГЭЦУ»
А.Ф.Квасов
Нашей Школе – 30 лет! Высшая Школа Ландшафтной Архитектуры и Дизайна начала свой отсчет 19 января 1995 года, с приказа ректора МАРХИ Кудрявцева А.П. и называлась первоначально - Школой ландшафтного дизайна «Согэцу» в МАРХИ, при кафедре Ландшафтная Архитектура.
Промыслительно, что для создания этой школы соединилась добрая воля трех уникальных людей — Иэмото Школы Согэцу Хироси Тэсигахара, ректора МАРХИ — академика Александра Кудрявцева и профессора МАРХИ, заведующего кафедрой «Ландшафтная Архитектура» - Александра Квасова.
Но был и режиссер проекта – Антохина Марина Петровна. Сложившаяся счастливая творческая жизнь и правильно выбранный путь движения в профессии привели ее к такому результату!
«И упало зерно на добрую землю и принесло плод…»
Когда влюбился я в СОГЭЦУ»
А.Ф.Квасов
Нашей Школе – 30 лет! Высшая Школа Ландшафтной Архитектуры и Дизайна начала свой отсчет 19 января 1995 года, с приказа ректора МАРХИ Кудрявцева А.П. и называлась первоначально - Школой ландшафтного дизайна «Согэцу» в МАРХИ, при кафедре Ландшафтная Архитектура.
Промыслительно, что для создания этой школы соединилась добрая воля трех уникальных людей — Иэмото Школы Согэцу Хироси Тэсигахара, ректора МАРХИ — академика Александра Кудрявцева и профессора МАРХИ, заведующего кафедрой «Ландшафтная Архитектура» - Александра Квасова.
Но был и режиссер проекта – Антохина Марина Петровна. Сложившаяся счастливая творческая жизнь и правильно выбранный путь движения в профессии привели ее к такому результату!
«И упало зерно на добрую землю и принесло плод…»

23 года она талантливо, смело, энергично руководила первой профессиональной школой ландшафтного дизайна на российском рынке. Именно благодаря деятельности нашей школы в России появилась профессия «Ландшафтный дизайнер».
Марина Петровна –умелый организатор учебного процесса, привлекла к работе в Школе ведущих профессоров МАРХИ, МГУ, Лестеха и Тимирязевки, что позволило объединить в процессе обучения традиции классической российской архитектуры и современные тенденции ландшафтного дизайна.

Ее деятельность в 2002 году была отмечена Почетной грамотой Министерства образования Российской Федерации, в 2010 году ей присвоено звание Минобрнауки России «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации».
Художник, дизайнер, профессор высшей степени «Комон» Школы Согецу (Токио), член Московского союза художников, ее главная цель была выпустить из стен Школы – специалистов, настоящих профессионалов, людей размышляющих, глубоких, слышащих биение Земли. С верою в то, что «человечество обновится в саду и садом выправится» (Ф.М.Достоевский).
Художник, дизайнер, профессор высшей степени «Комон» Школы Согецу (Токио), член Московского союза художников, ее главная цель была выпустить из стен Школы – специалистов, настоящих профессионалов, людей размышляющих, глубоких, слышащих биение Земли. С верою в то, что «человечество обновится в саду и садом выправится» (Ф.М.Достоевский).

Вот отрывок из последнего интервью с Антохиной М.П.:
«Я всегда отличу проект выпускника нашей Школы – парадокс, остроумие, интрига, минимализм – это их отличительные черты. Без стеснения, могу сказать, что за эти годы, мы прикоснулись к огромным пластам русской культуры. Вот только некоторые темы дипломных проектов: «Природные памятники Москвы», «Природная топонимика Москвы (улицы, площади, переулки)», «Русские сады», «Русские усадьбы», «Монастырские сады», «Релакс парки», Сады «В маске мастера», «Московские родники», «Бульварное кольцо», «Сады на крышах». Мы богатые люди – у нас в руках бесценные сокровища…
МАРХИ и СОГЭЦУ содружинники, единомышленники. Все на равных – поиск новизны, концепции, идеи, работа с пространством, свобода творческого духа и трепетное отношение к природе. Кафедра ландшафтной архитектуры и Высшая Школа Ландшафтной архитектуры и дизайна – это единое целое, мы дополняем друг друга и в творчестве, и в решении проблем.»
«Я всегда отличу проект выпускника нашей Школы – парадокс, остроумие, интрига, минимализм – это их отличительные черты. Без стеснения, могу сказать, что за эти годы, мы прикоснулись к огромным пластам русской культуры. Вот только некоторые темы дипломных проектов: «Природные памятники Москвы», «Природная топонимика Москвы (улицы, площади, переулки)», «Русские сады», «Русские усадьбы», «Монастырские сады», «Релакс парки», Сады «В маске мастера», «Московские родники», «Бульварное кольцо», «Сады на крышах». Мы богатые люди – у нас в руках бесценные сокровища…
МАРХИ и СОГЭЦУ содружинники, единомышленники. Все на равных – поиск новизны, концепции, идеи, работа с пространством, свобода творческого духа и трепетное отношение к природе. Кафедра ландшафтной архитектуры и Высшая Школа Ландшафтной архитектуры и дизайна – это единое целое, мы дополняем друг друга и в творчестве, и в решении проблем.»

Несмотря на болезнь, Марина Петровна сумела сверстать свою книгу- память об учителях, наставниках в творчестве «По белым волнам моей памяти». В ней она рассказывает о тех выставочных проектах, которые воплотились в жизнь. Давайте и мы вспомним те далекие времена.

В течении всего юбилейного года мы будем рассказывать в соцсетях о наших Акциях, ярких дипломных работах, публикациях, участиях в конкурсах и смотрах.
Одна из первых масштабных акций -
Акция «В Маске Мастера» ГТГ, 1998 год
Черпая вдохновение из картины «У Водоема» Борисова-Мусатова, мастера живописи эпохи модерна, Школа создала пространственную композицию по методике профессора МАРХИ Ефимова А.В. и японского дизайнера Хироси Тэсигахара.
«Проверив алгеброй гармонию», математически рассчитав композицию и цветовую гамму картины, студенты Школы перевели ее в иную форму — из плоскости в пространство. Погружению зрителей в мир живописи и искусства икебана помогала тихая музыка Дебюсси «Солнечные блики на воде» в живом исполнении детского «Орор-оркестра».
Одна из первых масштабных акций -
Акция «В Маске Мастера» ГТГ, 1998 год
Черпая вдохновение из картины «У Водоема» Борисова-Мусатова, мастера живописи эпохи модерна, Школа создала пространственную композицию по методике профессора МАРХИ Ефимова А.В. и японского дизайнера Хироси Тэсигахара.
«Проверив алгеброй гармонию», математически рассчитав композицию и цветовую гамму картины, студенты Школы перевели ее в иную форму — из плоскости в пространство. Погружению зрителей в мир живописи и искусства икебана помогала тихая музыка Дебюсси «Солнечные блики на воде» в живом исполнении детского «Орор-оркестра».


Лужков мост. «Сад Волны», 1998 год
15 июня 1998 года.
Акция одного дня - «Сад Волны» прошла на пешеходном мосту у Лаврушенского переулка, что в Замоскворечье, с давних пор известном своими садами. Цель акции — соединить бережно сохраняемое историческое наследие с новыми формами организации городского пространства, диктуемыми временем.
Жара! Июнь! Колейчук играет на овалоиде! Поэт и художник Гарик Виноградов читает свои стихи о Москве! В авторских костюмах из лутрасила танцуют студенты! Этот день запомнился всем участникам на всю жизнь!




ТАТЬЯНИН ДЕНЬ
Татьянин День прошёл 27 января 2025 года под знаком 30- летнего юбилея Школы!
Есть такой жанр – написать письмо себе маленькой. Мы тоже попробовали на 30-е нашей ШКОЛЫ поиграть в эту ИГРУ!
Вот что получилось:
Дорогая Школа!
Придет время, когда все изменится. И все, что делаешь сейчас, принесет свои плоды.
Зима 1995 год, МАРХИ. Вот, ты отремонтировала свою первую и единственную аудиторию 321. Профессор Квасов мастерит кресло- трон и проектирует светильник. Марина Петровна устанавливает скульптуры и создает маленький зимний сад здесь. Какая удача, что большие потолки дают возможность сделать два этажа в студии. Ваз на полках – не более десятка, но с каким энтузиазмом все занимаются! Педагогов – всего пять! Учеников – чуть больше!
Да! Ты не поверишь, но учиться в твоих классах будет не 7-9 человек, а 50-60, а в «тучные годы» и по 70-90!
Да! Ты не поверишь, но благодаря тебе возникнет целая Ландшафтная индустрия!
Да! Ты не поверишь, но границы будут расширяться и ты выйдешь на Международный уровень. Будешь участвовать в выставках в Японии, Италии, Финляндии.
Да! Ты не поверишь, но статьи о тебе будут печатать в самых разных изданиях!
Да! Ты не поверишь, но учиться к тебе придут кинозвезды – Елена Проклова, Ольга Сошникова, а также артисты балета Большого театра.
Да! Пожалуй, самое главное –ты не поверишь, но твои выдающиеся ученики - сами станут педагогами в Альма Матер!
Да! Ты не поверишь, но не только взрослые, но и дети (внуки) студентов и педагогов будут ходить в нашу Школу юных архитекторов и Икебанистов!
Да! Ты не поверишь, но о тебе будут писать и издавать книги. (Вергунов А.П. «Словарь терминов. Ландшафтный дизайн»; Софу Тэсигахара «Каденсе»; Квасов А.Ф. «Архитектурная Дендрология»; Антохина М.П. «По белым волнам моей памяти»; Воронкова Л.Ю. «Игра в Согэцу»; Воронкова Л.Ю. «Игра в Согэцу для детей».
Да! Ты не поверишь, но ты «заразила» любовью к природе, архитектуре, икебане, ландшафту адептов по всей стране – это С-Петербург, Камчатка, Южно-Сахалинск, Саратов, Ярославль, Минск, Калининград, Рязань.
Да! Ты не поверишь, но твои ученики побеждают на конкурсах, смотрах и фестивалях! Озеленяют самые престижные площади Москвы!
Да! Ты не поверишь, но ты ежегодно участвуешь в выставках Икебана Согэцу и проводишь мастер классы, на самых разных площадках.
Мы, твои старые и новые ученики, педагоги, всегда за это благодарим своих РОДИТЕЛЕЙ – Антохину Марину Петровну и Квасова Александра Федоровича!
Спасибо, что не побоялись, рискнули и получили такой результат!
Желаем Школе СОГЭЦУ МАРХИ - ЛЕГКИХ ШАГОВ В НУЖНУЮ СТОРОНУ! Талантливых учеников и дальнейшего процветания. Ура!
Татьянин День прошёл 27 января 2025 года под знаком 30- летнего юбилея Школы!
Есть такой жанр – написать письмо себе маленькой. Мы тоже попробовали на 30-е нашей ШКОЛЫ поиграть в эту ИГРУ!
Вот что получилось:
Дорогая Школа!
Придет время, когда все изменится. И все, что делаешь сейчас, принесет свои плоды.
Зима 1995 год, МАРХИ. Вот, ты отремонтировала свою первую и единственную аудиторию 321. Профессор Квасов мастерит кресло- трон и проектирует светильник. Марина Петровна устанавливает скульптуры и создает маленький зимний сад здесь. Какая удача, что большие потолки дают возможность сделать два этажа в студии. Ваз на полках – не более десятка, но с каким энтузиазмом все занимаются! Педагогов – всего пять! Учеников – чуть больше!
Да! Ты не поверишь, но учиться в твоих классах будет не 7-9 человек, а 50-60, а в «тучные годы» и по 70-90!
Да! Ты не поверишь, но благодаря тебе возникнет целая Ландшафтная индустрия!
Да! Ты не поверишь, но границы будут расширяться и ты выйдешь на Международный уровень. Будешь участвовать в выставках в Японии, Италии, Финляндии.
Да! Ты не поверишь, но статьи о тебе будут печатать в самых разных изданиях!
Да! Ты не поверишь, но учиться к тебе придут кинозвезды – Елена Проклова, Ольга Сошникова, а также артисты балета Большого театра.
Да! Пожалуй, самое главное –ты не поверишь, но твои выдающиеся ученики - сами станут педагогами в Альма Матер!
Да! Ты не поверишь, но не только взрослые, но и дети (внуки) студентов и педагогов будут ходить в нашу Школу юных архитекторов и Икебанистов!
Да! Ты не поверишь, но о тебе будут писать и издавать книги. (Вергунов А.П. «Словарь терминов. Ландшафтный дизайн»; Софу Тэсигахара «Каденсе»; Квасов А.Ф. «Архитектурная Дендрология»; Антохина М.П. «По белым волнам моей памяти»; Воронкова Л.Ю. «Игра в Согэцу»; Воронкова Л.Ю. «Игра в Согэцу для детей».
Да! Ты не поверишь, но ты «заразила» любовью к природе, архитектуре, икебане, ландшафту адептов по всей стране – это С-Петербург, Камчатка, Южно-Сахалинск, Саратов, Ярославль, Минск, Калининград, Рязань.
Да! Ты не поверишь, но твои ученики побеждают на конкурсах, смотрах и фестивалях! Озеленяют самые престижные площади Москвы!
Да! Ты не поверишь, но ты ежегодно участвуешь в выставках Икебана Согэцу и проводишь мастер классы, на самых разных площадках.
Мы, твои старые и новые ученики, педагоги, всегда за это благодарим своих РОДИТЕЛЕЙ – Антохину Марину Петровну и Квасова Александра Федоровича!
Спасибо, что не побоялись, рискнули и получили такой результат!
Желаем Школе СОГЭЦУ МАРХИ - ЛЕГКИХ ШАГОВ В НУЖНУЮ СТОРОНУ! Талантливых учеников и дальнейшего процветания. Ура!
27 января нас было много - и это прекрасно! Как обычно - самые активные - 2005 и 2020 года выпусков!
Сколько подарков получила Школа!
Но помимо слов благодарностей педагогам, воспоминаний о «родителях», были и профессиональные выступления! Игорь Охмак и Константин Соловьев рассказали о проектах, разработанных за год и поделились творческими планами на будущее.
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!
Сколько подарков получила Школа!
Но помимо слов благодарностей педагогам, воспоминаний о «родителях», были и профессиональные выступления! Игорь Охмак и Константин Соловьев рассказали о проектах, разработанных за год и поделились творческими планами на будущее.
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!





ИКЕБАНА - КАК СУБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
С таким названием 30 января открылась выставка в салоне «ARTABS 2025», что на Автозаводской в Центре искусств «ART Коробка». До 23 февраля зрителям представлен удивительный диалог между искусством икебаны Согэцу и современной абстрактной живописью. В «диалоге» участвуют и наши студенты и выпускники! Одну группу представляют:
Шуняев Илья, Вязникова Василиса, Макарочкмна Светлана. Их инсталляция называется «ОММАЖ КАНДИНСКОМУ».
Инсталляция прежде всего ставила своей задачей найти точки соприкосновения между абстрактным искусством и икебаной Согэцу.
За основу взята картина Василия Кандинского «Композиция VIII», написанная летом 1923 года.
Через геометрические формы работы Кандинского – круги, круги с аурой, треугольники, волнистые линии мастер передает пульсирующую поверхность, которая попеременно динамична и спокойна, агрессивна и тиха. Круг – доминирующая форма в этой композиции. Сам Кандинский видел в круге «синтез величайших противоположностей». Эти круги напоминают космические тела и внутренний звук, описанный Кандинским.
В музыкальном ритме бамбуковых линий, созданных студентами, появляются четкие геометрические фигуры и невидимый оркестр исполняет - то протяжные звуки, то яркие аккорды цвета.
За основу взята картина Василия Кандинского «Композиция VIII», написанная летом 1923 года.
Через геометрические формы работы Кандинского – круги, круги с аурой, треугольники, волнистые линии мастер передает пульсирующую поверхность, которая попеременно динамична и спокойна, агрессивна и тиха. Круг – доминирующая форма в этой композиции. Сам Кандинский видел в круге «синтез величайших противоположностей». Эти круги напоминают космические тела и внутренний звук, описанный Кандинским.
В музыкальном ритме бамбуковых линий, созданных студентами, появляются четкие геометрические фигуры и невидимый оркестр исполняет - то протяжные звуки, то яркие аккорды цвета.
Вторая группа выпускников МАРХИ (Фам Вероника, Дмитриева Дарина, Митрофанова Ольга, Зайцева Анна) представили инсталляцию – размышление на тему названия выставки «Субъективные реальности». Часто они пересекаются, проникают и несомненно, влияют друг на друга. Но все наполнены готовыми структурами, не всегда понятными снаружи. Такова субъективная реальность!
МАСТЕР КЛАСС В ПОСОЛЬСТВЕ ЯПОНИИ
Популяризация искусства ИКЕБАНЫ явилась основным стимулом проведения большого мастер класса для молодежи, студентов различных вузов Москвы, в здании посольства Японии. 34 человека изъявили желание не только послушать лекцию, но и самим испытать наслаждение от общения с живыми ветками и цветами. Это первое подобное действо в стенах посольства и будем надеяться, не последнее. Мастер класс провела наш педагог – Воронкова Людмила Юрьевна, президент филиала CENTR OKRUG BRANCH школы Согэцу в МАРХИ.
С приветствием, перед началом занятия, выступил заведующий отделом по культуре Посольства Японии в России - Хаяси Наоки.