Новости школы

Январь 2024

МАГИЯ ВОДЫ

«Открываем календарь
Начинается январь.
В январе-январе
Много снега во дворе» - так и хочется вспомнить в эти снежные дни стихи Самуила Маршака.

Снег, лед, вода – сегодня главные элементы композиции в курсе фитодизайн Согэцу
на занятии «АКЦЕНТ НА ВОДУ».
ВОДА как основа самой жизни, символ рождения и перерождения, крещения и отражения. Кто- то научится у воды состоянию спокойной ясности, кто- то восприимчивости, ведь она, меняя свой характер и структуру, остается неизменной. Она имеет память и помнит все, что было на Земле.

Один китайский император, вступая на престол, спросил мудрецов: «Что нужно знать, чтобы управлять миром?» и получил следующий ответ: «Достаточно познать ВОДУ. Научившись удерживать состояние ровной спокойной воды, обретешь силу и ясность».
Работы студентов на эту тему очень разнообразны – какие- то вызывают ощущение прохлады, тишины, а некоторые – полны энергии и движения. Настроение автора всегда уловит чуткий зритель.

Экскурсия по МАРХИ

23 января 2024 года студентам ВШЛАиД МАРХИ несказанно повезло! Хранительница отдела фондов музея МАРХИ Лысова Татьяна Вячеславовна любезно провела уникальную экскурсию по зданию и рассказала богатую интересными фактами историю жизни Московского Архитектурного института.
Вот только некоторые из них!
Оказывается, на месте современного здания МАРХИ, в начале 17 века (1731-1734) была усадьба государственного деятеля Артемия Петровича Волынского. Архитектор – Петр Михайлович Еропкин. В 1739 году Артемий Волынский, как и Петр Еропкин, был казнен, а усадьба взята в казну. В настоящее время в подвале института сохранились фундаменты палат Артемия Волынского.

Территория усадьбы была огромной – от Рождественки до конца Неглинки. С юга эти земли граничили с улицей Кузнецкий мост (ныне), с севера – Сандуновским переулком. В 1742 году земли были возвращены семье и их владельцем стал сын Артемия Волынского, Петр, а после его смерти – дочь Артемия – Мария. Ее мужем был граф Иван Илларионович Воронцов, сын которого, впоследствии, крестил великого поэта А.С.Пушкина.И.И. Воронцов перестроил и расширил усадьбу. Объем старых палат был включен в новое, более крупное здание, главный дом получил классический облик- шестиколонный ионический портик и пластичные скругленные ризалиты на заднем фасаде. Несомненно, что проект разрабатывался выдающимся архитектором своего времени (варианты – Львов, Бланк, Казаков).

Спуск с холма был занят садом с художественно оформленными прудами. В 1793 году часть владений переходит к Ирине Ивановне Бекетовой. Ее пасынок, Платон Петрович Бекетов, был связан с литературными кругами и прославился как книгоиздатель. В одном из флигелей он устроил типографию и книжную лавку. Типография существовала до пожара 1812 года, а потом возобновила работу (1821-1824). В 1809 году часть владений Воронцова, выходившие на Кузнецкий мост (№ 9,11) были проданы, а центральная часть, принадлежавшая Бекетовой И.И., и угловая часть, выходившая на Кузнецкий мост (№13), были приобретены для размещения Московского отделения Императорской Медико-хирургической академии. Приобретается для Академии и северный угловой участок с выходом на Рождественку у Пестеля Б.В.
Огромный сад Воронцовых был приспособлен под Ботанический сад с участком для размещения лекарственных растений. В главном здании разместились аудитории, кабинеты, библиотека; в пристройках – большие общежития для студентов и квартиры для преподавателей и обслуги. За годы с 1809 по 1832 были выпущены 972 врача. Среди выпускников Академии был М.А. Достоевский (отец писателя).

В 1845 году Московская Медицинская Академия слилась с медицинским факультетом Московского Университета. Реконструкцию главного здания проводил архитектор А. Жилярди в 1843-45 годах. Все три этажа заняли палаты больных, анфиладная система сменилась коридорной, фасады лишились лепного декора.
В этом здании учились и проходили практику замечательные ученые медики – Н.В. Склифосовский, Ф.И. Иноземцев, А.А. Остроумов и др.

С конца 1880-х годов медицинские клиники начали переводить в новые здания. А здание центральной усадьбы было передано в ведение Художественно -промышленного училища, основанного графом С.Г. Строгановым. На части территории, выходящей на Неглинку, было построено здание Государственного Банка, а участок владения на углу Кузнецкого Моста и Рождественки был продан С.М. Третьякову и П.М. Третьякову. Строгановская школа готовила для русской промышленности художников по дереву, металлу, фаянсу. При Строгановском училище был создан художественно- промышленный музей, который включал в себя разделы – Античный, Возрождения, Готический, Русский и пр. В музее были собраны образцы старинного шитья, стекла, фаянса, оружия, иконы и многое другое.
Здания, перешедшие училищу, подверглись реконструкции по проекту академика архитектуры С. Соловьева. Именно в это время здание получило нынешний фасад «Дворца искусств» - классический портик разобран, окна – растесаны, появились керамические панно по ренессансным мотивам. Были возведены так же два 3-х этажных флигеля. Данная реконструкция была выполнена на деньги, вырученные от продажи П.М. и С.М. Третьяковыми усадьбы, обращенной к Кузнецкому мосту.
Со Строгановским училищем были связаны такие имена, как Ф.О. Шехтель, Л. Кекушев, М. Врубель, И. Жолтовский, К.Коровин и другие.

В 1914 году архитектор новатор А.В. Кузнецов построил между главным корпусом училища и правым флигелем 6-ти этажное здание мастерских. Это первое в Москве здание из монолитного железобетона, по стилю оно уникально тем, что сделано на грани между модерном и конструктивизмом. В 1918 году на базе Строгановского училища были организованы Вторые свободные Художественные Мастерские, занятия в которых вели И. Жолтовский, А. Щусев, И. Грабарь и др. В 1920 году эти Мастерские были преобразованы во ВХУТЕМАС. С 1933 года – в МАРХИ.
Много интересных фактов подчерпнули студенты из этого обзора:

- оказывается, в Красном зале, во времена Медицинской Академии, профессора демонстрировали приемы оперирования, бывал здесь и А.П. Чехов.

- во время пожара 1812 года здание не горело, так как французы охраняли весь квартал с французскими магазинами.

- автор фонтана – архитектор Иннокентий Дмитриевич Мельчаков (создал символ ВДНХ - арку главного входа) преподавал в МАРХИ с1943 года и о нем справедливо говорили, что он был лучшим художником среди архитекторов и лучшим архитектором среди художников.

- церковь Николы в Звонарях построена на деньги графа Воронцова.

- во времена Воронцова, на задворках усадьбы располагались фигурные пруды, бельведеры.

- когда С. Соловьев делал перестройку здания под Строгановку, он делал упор на итальянскую эпоху Возрождения.

- экспонаты общегородского музея пропали в годы революции.

- наверху Кузнецовского корпуса был зимний сад и эксплуатируемая крыша. Поговаривали, что и лошадь белая была, которую рисовали.

- в училище преподавал М. Врубель, он приходил с букетом цветов и как рассказывают, говорил: «Изобретаем орнамент на тему этих цветов».

- небольшое здание перед МАРХИ (книжная лавка) – это флигель усадьбы 18 века и в его перестройке 1904 года участвовал Ф. Шехтель. В оформлении фасада были использованы керамические панно с ренессансными арабесками, сделанными руками учеников Строгановки. Здесь находился и магазин с продукцией строгановского училища.

- во время Первой Мировой войны в Кузнецовском корпусе размещался госпиталь кредитного общества великой княгини Елизаветы Федоровны.

- а вот и курьезный момент превращения МАИ (Московского Архитектурного Института) а МАРХИ. Собрались на спортивный турнир два московских вуза – Московский Авиационный Институт и Московский Архитектурный. МАИ против МАИ. Это и послужило поводом переименовать МАИ в МАРХИ.

Знание истории своей семьи, истории своего государства, истории места, где ты работаешь и учишься – необходимо каждому. Спасибо Татьяне Вячеславовне за интересный рассказ!

ТАТЬЯНИН ДЕНЬ

«Качнется купол неба, большой и звездно- снежный…
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»
О.Митяев

За 29 лет существования нашей Школы появились традиции, без которых Альма-матер себя уже не мыслит! Одна из них – встреча студентов, бывших выпускников, приуроченная к ДНЮ СТУДЕНТА 25 января!
А все ли помнят историю этого Праздника
В далеком январе 1755 года, граф Иван Шувалов (любимец императрицы и друг Ломоносова), в день памяти святой мученицы Татианы (матушку графа звали Татьяной), подал прошение Елизавете, которая и подписала именной указ об учреждении Московского Университета.
Но Татьянин день, как торжество, посвященное Московскому университету и дню студенчества, впервые отметили только в 1827 году. Веселье длилось недолго – чуть более 50 лет. Император Александр 3-й праздник запретил. Веселую и вольную традицию попытался возродить в 1911 году ректор Московского университета Матвей Лобавский. Но студентам и тут не повезло: после революции 1917 года праздник снова запрещен. Запрещен, но не забыт! Официально его возродили только в 1991 году, по инициативе академика Виктора Садовничего, бессменного ректора МГУ.

Традиция студенческого праздника в Татьянин День в нашей Школе переместилась на первый понедельник после 25 января – из -за удобства найти свободную аудиторию – и в 2024 году это было 29 февраля.
Собрались студенты самых разных выпусков! «Разбег» по годам был в 21 год (2002 - 2023)! Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!

Ведь не только профессиональные навыки объединяют наших студентов, но и большая человеческая дружба! Посмотрите на эти лица- счастливые глаза и улыбки подтверждают, что они пришли в родной отчий Дом, в Школу МАРХИ СОГЭЦУ. Положительных эмоций добавили слайд фильмы выпускников о своих САДАХ! Особенно щедрым на обзор проектов был выпуск 2020! И это не удивительно- трудятся и отдыхают всегда вместе! Открытые, дружные, легкие на подъем ребята продемонстрировали свои успехи не только в проектировании ландшафтов, но и в оформлении витрин!

Конкурс в жанре Хайку, посвященный педагогам и сотрудникам Школы, тоже открыл немалые таланты среди выпускников. Безоговорочно победила Юлия Щелина со своим воспоминанием о поступлении в Школу:

«Звонок,
Ответ,
Обратной дороги нет!»
И в финальной части встречи – награды нашли своих героев – выпускники Охмак Игорь, Татьяна Жданова получили почетные дипломы от Союза Архитекторов России за участие в 31 международном Смотре - Конкурсе лучших выпускных квалификационных работ по архитектуре, дизайну и искусству 2022 года.

Спасибо вам дорогие друзья! Мы всегда рады видеть вас в Альма Матер снова и снова!